(по новому стилю)

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

О памяти смертной / Поминовение усопших / О молитве за усопших  

4 марта- Суббота мясопустная
25 марта- Суббота 2-й седмицы Великого поста
1 апреля- Суббота 3-й седмицы Великого поста
9 мая- Радоница

День поминовения воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших- 9 мая, в день Победы (По решению Архиерейского Собора 29 ноября- 2 декабря 1994года)

17 июня- Суббота Троицкая
4 ноября- Суббота Дмитровская

Любить своих умерших, хоронить тела их и, наконец, за них ходатайствовать пред Богом - свойственно всему человеческому роду; а потому при каждом богослужении Церковь молится как за живых, так равно и за отшедших. Церковь требует от своих членов, чтобы не забывали своих отшедших, молились сколь можно чаще и усерднее; но особенно усердных молитв за усопших Церковь требует в субботы, как в дни нарочито посвящённые воспоминанию всех Святых и усопших. Кроме ежедневных молитв и вообще суббот, есть ещё в году дни, преимущественно посвящённые для молитв за усопших.

Эти дни - субботы называются родительскими и разделяются на субботы вселенские, общие, и дни поминовения частные или местные.

Вселенских суббот пять: Мясопустная, Троицкая, и субботы: второй, третьей и четвертой недели Великого поста. К этим субботам Церковь присоединила ещй частные родительские дни для поминовения преставльшихся в вере, в которые совершаются панихиды. Одни из этих дней предназначены для поминовения всех в вере преставльшихся христиан: вторник Фоминой недели (Радоница), другие преимущественно для поминовения православных воинов за веру и отечество на брани убиенных: 11 сентября ( день усекновения главы святого Иоанна Предтечи), и 8 ноября (память святого великомученика Димитрия).


Суббота мясопустная. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной неделе. Её установление в этот день относится к первым временам христианства. В Синаксарии в эту субботу говорится, что Божественные отцы узаконили творить в этот день память всех усопших в вере "от священных Апостол приемше" (Синакс. в суб. Мясоп.).

Это свидетельство Синаксария подтверждается также уставом Церкви на основании древнейшего предания, изложенного в пятом веке от преподобного Саввы Освященного, и обыкновением древних христиан, письменно сохранившимся до нас из четвёртого века, - обыкновением стекаться в определённые Церковью дни на кладбища для поминовения умерших так, как и ныне православные христиане в родительские субботы стекаютс на могилы ближних для христианского поминовения их.

Суббота Троицкая. Вторая родительская суббота бывает накануне дня Пресвятой Троицы и обычно называется Троицкой. Как перед последним днём мира (в субботу мясопустную) Церковь ходатайствовала о своих несовершенных чадах, в загробном мире находящихся, так точно и теперь накануне Троицына дня в субботу и представляющую первый день открывшагося во всей силе царства Христова, Церковь приносит молитвенные очищения о людских невежествах и вместе с тем и о душах рабов Божиих прежде усопших, и просит упокоить их.

Родительские субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Св. Четыредесятницы. Причина установления этих суббот заключается в подвиге, в котором пребывали тогда христиане. Другая причина их есть та, что в дни Св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, не совершаются литургии. Пэтому, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, постановлено во время Великого Поста, вместо ежедневных поминовений совершать трижди вселенские поминовения в субботу 2-й, 3-й и 4-й седмиц, потому что прочие субботы посвящены особенным празднованиям: первая - Федору Студиту, пятая - для похвалы Богоматери, шестая - воскрешению Лазаря.

вверх


О памяти смертной

Легко заметить странное на первый взгляд противоречие: христианское учение, исповедующее воскресение и бессмертие души человеческой, много и с глубочайшей серьёзностью говорит о смерти, учит помнить о ней и видит в памяти о своём смертном часе как бы некий залог будущего бессмертия. Напротив, материализм, по учению которого всё в этом мире завершается неизбежной и окончательной гибелью, воинственно отрицающий даже самую мысль о возможном бессмертии, не только не имеет сколько- нибудь вразумительного учения о смерти, но как будто даже и не желает о ней ничего знать. По откровенному признанию одного из адептов марксизма, что для этих людей равнозначно материализму, проблемы смерти нет и не может быть. Однако, поскольку смерть сама по себе такими убеждениями не отменяется, то в обыденной жизни проблему, связанную с ней, каждый решает сам по своему разумению, впрочем и не без влияния той "нравственной" максимы, которая неизбежно проступает из тёмных глубин материалистической философии: "Бери и пользуйся, сколько можешь, ибо завтра умрёшь".

Противоречия здесь, однако, нет. Если смерть есть окончательный и бесповоротный конец всех и вся, тогда действительно лучше не глядеть её в глаза, забыть о ней, чтобы не отравлять свою мимолётную эфемерную жизнь её неизбежностью.

Если же смерть - это родительные врата новой жизни, тогда просто насущно необходимо знать и помнить о ней, готовиться к встрече с ней, потому что та новая жизнь, которая начинается за порогом смерти, не может не быть в той или иной форме и степени продолжением этой земной жизни. Поэтому с чем придёт человек к своему смертному часу, каким духом исполнится он в его преддверии, таким и войдёт он в вечный свой храм. "В чем застану, в том и сужу" - таков закон небесного правосудия.


Поминовение усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. В Церкви христианской этот обычай известен с самых древних времён. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. Здесь находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, именно: третий, девятый, сороковой и годовой, - в том же значении, какое им придаёт Церковь и в настоящее время. Отцы и учителя Церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыни, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское постановление, что оно соблюдается во всей Церкви и что литургия за умерших или принесение о спасении их бескровной жертвы, есть самое сильное и действительное средство к испрошению усопшим милости Божьей.

Св. Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком Богослужении и особенно на литургии. Но, кроме того, св. Церковь творит в определённые времена особое поминовение всех от века умерших отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, застигнутые внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими

Кроме общего поминовения, совершается частное поминовение каждого усопшего в отдельности. Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию св. Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7,12; Числ. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2). Кроме того, из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни - третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой - по ветхозаветному примеру оплакиванию Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днём вознесения Господа. Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда воздвигнет самое тело его.