Минская Икона Божией Матери 

Святая Праведная София Слуцкая

Св. Великомученица Варвара

Вверх I. Минская Икона Божией Матери


Память 13 авг.с.ст./ 26 авг.н.ст.

Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии. Протоиерей Павел Афонский высказал предположение, якобы она была привезена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни (Херсонесом) - города на Крымском полуострове.

Предание гласит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., когда во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен. В тяжёлую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего благочестивые жители Киева её гдето спрятали. В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу со стороны татар. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу. Сама икона была брошена святотатственной рукой в воды Днепра и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где, по необыкновенному сиянию примеченная жителями города была взята и поставлена в замковой Рождества- Богородичной церкви и находилась в ней до 1616 г.

В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести икону из православной замковой церкви в тогдашний униатский  Свято-Духов монастырь. Только после возсоединения униатов в 1839 г. эта святыня была возвращена православным. Когда в Минске открылась православная архиерейская кафедра, тогда церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась св. икона, была переименована в Петропавловский кафедральный собор. В этом соборе Минская икона Божией Матери находилась почти до 30-х годов XX века, который был варварски взорван летом 1936 г. Незадолго до уничтожения этого храма икона была помещена в краеведческий музей. В 1941 г. после отступления Красной Армии благочестивая православная жительница Минска выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал её в Свято- Петро- Павловский собор (Екатериненскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято- Духов кафедральный Собор, в котором свято сберегается доныне.

Святой образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди многох поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Её заступничеству в своих нуждах и скорбях. Господь сохранил Её чудную икону, "на водах Свислочи явившуюся", и для нас грешных. Помолимся же, братья и сестры, Пресвятой Владычице нашей Богородице, да укрепит Она нас Своим молитвенным предстательством е Престола Всевышняго. 

(иерей Фёдор Кривонос)

Вверх II. Святая Праведная София Слуцкая


Память 19 мр.с.ст./ 1 апр.н.ст.

Икона Св. Прав. Софии СлуцкойВ 2012 году 1 апреля, исполнится ровно 400 лет со дня смерти блаженной Слуцкой  княгини Софии Юрьевны Олелько, мощи которой нетленно почивают в Свято-Духовом  Кафедральном Соборе г. Минска.

Княгиня София была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича III от брака с дочерью Литовского вельможи Екатериною Тенчинскою. Родилась Блаженная София 14 мая 1585 года, в том же году умерла её мать, а 19 мая следующего года умер и отец. После смерти отца опека над малолетней Софией, оставшейся почти с пелёнок круглой сиротой, перешла в руки ей родственников: сначала к жмудскому старосте Юрию Ходкевичу, а затем по смерти последнего, к Виленскому каштеляну, Брестскому старосте, Иерониму Ходкевичу.

Однако задолжав князьям Радзивиллам значительные денежные суммы, Ходкевичи решили за счёт опеки поправить своё положение. По этим соображениям Ходкевичи и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии Олелько, по достижении ею совершеннолетия, за сына Виленского воеводы Януша Радзивилла, князя Несвижского. Княжне Софии Юрьевне в то время было 11 лет, и с того времени считалась уже невестой Януша Радзивилла.

Со временем между Ходкевичами и Радзивилами возникло разногласие, едва не закончившееся кровопролитием, и только отправленные королём посредники успели предотвратить готовившуюся резню и склонить обе стороны к миру. Согласно новой сделки были уничтожениы все денежние претензии Радзивиллов к Ходкевичам, сверх того последние получили значительную денежную сумму и 500 волок земли в виде откупного. Следует особо отметить, что Праведная София поставила непременным условием, чтобы дети от этого брака, обоего пола, были православными.

Свадьба Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялась 14 октября 1600 года по православному обряду в Брестском Соборе. Не красна была жизнь княжны Софии, когда она была под опекою Ходкевичей, но и не лучше была её жизнь и по замужестве, так как муж очень мало уделял её внимания и зачастую обижал её, выказывая алчность к её личным имениям.

Единственной отрадой и утешение для княгини Софии была православная вера. Всю печаль с самого раннего детства она возлгала на Бога. Ко всем житейским бедам присоединилось ещё одно страшное горе для княгни Софии - церковная уния с Римом, объявенная в нашем крае в 1596 году. В период объявления унии г. Слуцк принадлежал Софии, она то и явилась прежде всего для его православных святынь защитницей и охранительницей от унии. Своего мужа, хотя и католика, а в последствии кальвиниста, она настойчиво упросила исходатойствовать у Польского короля грамоту о воспрещении православных принуждать к унии. Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини Софии, город Слуцк, ещё при жизни этой великой угодницы Божией, получил особое значение в религиозном отношении для всего края, как сохранивший во всей своей чистоте и неприкосновенности православие.

Святая праведная София преставилась 1 апреля 1612 года от первых родов мертворождённой дочери, имея от роду 26 лет 10 месяцев и 18 дней.

III. Святая Великомученица Варвара Верх


Память 4 дек.с.ст./ 17 дек.н.ст.

В царствование Максимиана, нечестивого царя римского, жил на Востоке, в Илиополе, один человек, знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь, Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо, кроме нее, не было у него детей. С приходом в возраст, она стала весьма красивой лицом, и Диоскор соорудил для нее высокую башню с великолепными палатами, чтобы ее красоту не могли видеть простые и незнатные люди. Живя в башне, отроковица находила для себя утешение в созерцании земной и небесной красоты мира. Она размышляла, Чьею рукою все это создано, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она была объята сильным желанием узнать, кто сотворил ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога. Так отроковица училась от творения познавать Творца. Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие знатные и благородные юноши просили у Диоскора руки дочери. Варвара всячески отказывалась, и даже объявила, что лишит себя жизни, стараясь этим сохранить бесценный бисер девства. Отец не смел больше принуждать ее к браку и решил, отправится по делам в далекий край, полагая, что Варвара без него будет скучать, а по возвращении послушается его совета и повеления. Диоскор приказал построить при купальне баню и сделать два окна, обращенные на юг. Дочери он дал полную свободу.

Варвара познакомилась с христианами от которых услышала Имя Иисуса Христа и пожелала принять крещение. В то время в Илиополе, под видом купца, находился пресвитер, который и изложил ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Святая Варвара воспламенилась еще большей любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же и уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем производилась, согласно приказу Диоскора, постройка бани. Варвара потребовала устроить три окна (во образ святой Троицы). Прейдя однажды она, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое ясно отпечаталось на камне, как бы выбито было железом. Также на камне, отпечатался и след девической ноги ее, где впоследствии стала истекать вода, исцеляющая всех с верою приходящих.

По возвращении Диоскора, премудрая дева много говорила ему о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры,- чем привела отца в страшную ярость. Он, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, она обратилась в бегство. Диоскор, найдя Варвару, безжалостно ее бил, морил голодом и жаждой. Святую мученицу привели к правителю той страны Мартиниану, который увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противится воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрой речью, тщетность языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа, и отреклась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Разгневанный правитель предал святую, в руки мучителей, они, обнажив, ее бичевали, строгали тело железными когтями, опаляли горящими свечами и били по голове молотом. После истязаний, святая Варвара, молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях. Во время молитвы в неизреченном свете явился сам Христос, утешая и облегчая страдания святой. Правитель Мартиниан продолжал истязания, но Варвара была непоколебима в святой вере, тогда Диоскор, жестокосердный ее отец, обнажил меч и усек главу. Перед смертью Святая мученица молилась, чтобы Господь всякого чтущего её память сохранил от внезапной, напрасной смерти.

Честные мощи святой были похоронены с подобающей по честью. Над ними была устроена церковь, в которой много было исцелений, молитвою и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Емуже слава во веки. Аминь.